Крымский бизнес лавирует между четырьмя законодательствами

Алексей Дорошенко
управляющий партнер PROXIMA
для Forbes

Сегодня в Крыму применяется сразу четыре законодательства: Украины, Российской Федерации, Республики Крым и Севастополя. Это крайне негативно влияет на экономику и условия ведения бизнеса на полуострове. Фактически в области законодательства, государственного управления, экономики и судопроизводства царит полный хаос.

 

В результате аннексии Крыма Россией на территории полуострова были созданы две новые федеральные территории: Крымский федеральный округ и город федерального значения Севастополь. Пока государственный совет Республики Крым (экс-верховный совет АРК) принял только три закона: «О выборах депутатов государственного совета Республики Крым», «О государственном совете Республики Крым – парламенте Республики Крым» и «Об общественной палате Республики Крым». Сейчас рассматриваются «важные» законопроекты: «О государственных должностях», «О гражданской службе», «О народной дружине» и т.д.

При этом до сих пор не принят новый бюджет на 2014 год. От него зависит рассмотрение законопроекта «О прожиточном минимуме в Республике Крым», который должен быть установлен в пределах утвержденного бюджета Крыма.

Законодательное собрание Севастополя отличается более активной нормотворческой работой. Оно успело принять уже 11 законов. В их числе – «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах в переходный период», «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения», «О патентовании деятельности по обмену наличной валюты». Также Севастополь уже внес изменения в решение «О городском бюджете города Севастополя на 2014 год», принятый 28 января.

Бизнес на распутье

Часть предприятий и предпринимателей продолжает работать в отечественном законодательном поле с использованием украинских юридических лиц. Некоторые начали пытаться перерегистрироваться в соответствии с требованиями местных органов власти – и столкнулись с рядом сложностей. Теоретически, с 3 апреля в Крыму и Севастополе вносятся данные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Однако нотариально заверить документы для подачи в Федеральную налоговую службу, которая в России ведет реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (аналог физического лица-предпринимателя в Украине), в Крыму невозможно. Для этого нужно заверить документы в любом другом регионе России, и затем произвести необходимые действия в Крыму.

Это связано с тем, что на полуострове не работает система нотариата. 28 апреля крымские нотариусы прошли переаттестацию и должны были начать свою работу 12 мая. Однако до сих пор их работа ведется в очень узком диапазоне услуг. Например, они имеют право выдавать доверенности на вывоз ребенка с территории Крыма. Но никаких действий по обслуживанию бизнеса не проводится.

Продажа недвижимости и земельных участков до 1 июня невозможна. Именно в этот день, как предполагается, начнут работать соответствующие реестры. Однако не исключено, что полноценно регистрационная система начнет функционировать только с 1 июля. Пока же происходит формирование данных органов, но никаких инструкций о работе они еще не получали. Россияне активно интересуются покупкой недвижимости на полуострове, однако пока потенциальные покупатели вынуждены ограничиваться внесением залога.

Безналичный просчет

После принятия закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правового режима на временно оккупированной территории Украины» в Крыму и Севастополе прекратили работу все украинские банки. Нельзя сказать, что работа финансовой системы полностью остановилась. В Крыму открыты отделения пяти российских финансово-кредитных учреждений. Но два из них – «Россия» и Джаст банк – работают только с юрлицами. Через российские банки можно только оплатить местные налоги и произвести коммунальные платежи. Но все расчеты – как с материковой Украиной, так и с Россией – отсутствуют. Торговые и небанковские финансовые учреждения не могут произвести инкассацию, накапливая наличные у себя в сейфах. По информации ряда источников, этим не преминули воспользоваться многочисленные вооруженные группы на полуострове.

Налоговые казусы

Нормативно-правовую базу в области налогообложения в переходный период разработала Федеральная налоговая служба. Ее основу составили два федеральных закона и семь разъяснений ФНС России. Среди них «Об организации учета организаций и физических лиц в налоговых органах», «О контроле за оборотом табачной продукции» и «О применении контрольно-кассовой техники».

Согласно законодательству переходного периода, налоги и сборы в Крыму и Севастополе станут регулироваться законодательством России с 1 января 2015 года. До этого момента будут действовать порядок и ставки, принятые крымскими властями. В итоге творчества последних ставки НДС за короткое время перехода от украинского законодательства к местному уже успели претерпеть значительные изменения. Так, 18 апреля 2014 года Федеральным собранием Севастополя была принята ставка 18% НДС вместо 20%, действовавших ранее. При этом по ставке 10% подлежали налогообложению наиболее ходовые продукты питания: мясо и мясопродукты, молоко, яйца, масло, соль, крупы, мука, макаронные изделия и т.д. Пониженные ставки были приняты для смягчения перехода от украинской на российскую продукцию. Последняя, согласно данным поставщиков и производителей, дороже украинской минимум на 40%.

Но уже 29 апреля СМИ сообщили о том, что с 1 мая в Крыму и Севастополе вводится ставка НДС 4,2%. Однако подтверждающий сообщение документ нигде не публиковался. Юристам приходится просто доверять информации Федеральной налоговой службы РФ. При этом в случае неуплаты налогов и сборов в местные бюджеты за март-апрель штрафные санкции не применяются до 1 июня 2014 года.

Наиболее острый для бизнеса вопрос – уплата налогов. В соответствии с законом города Севастополя «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах», задолженность перед бюджетом Украины по состоянию на 1 апреля 2014 года долгом не признается и взысканию не подлежит. Соответствующие нормы на территории Крыма отсутствуют. Но даже при желании заплатить долги по налогам сейчас сделать это невозможно в связи с отсутствием украинских банков. Вероятнее всего, штрафные санкции за весь период функционирования предприятия до момента возобновления действия украинского законодательства на территории Крыма насчитываться не будут.

Судебные органы Крыма уже начали функционировать. Гражданские, уголовные и хозяйственные дела рассматриваются исполняющими обязанности судей, то есть экс-судьями Украины. Для них провели соответствующие семинары по изучению законодательства РФ. Дела рассматриваются на основе украинского и российского законодательства. Если спор возник до аннексии Крыма, то судебное производство открывается на основании украинского законодательства. А рассмотрение дела происходит уже в рамках российского законодательного поля. Это может привести к тому, что открытое дело, имеющее доказательную базу, будет закрыто в связи с отсутствием нарушений со стороны российского законодательства.

Великий исход

Изменения основополагающих правил работы в Крыму и Севастополе происходят быстро, и мало предсказуемы. Так, к примеру, еще 1 мая местные власти указывали, что национальная денежная единица Украины – гривна – будет приниматься на территории полуострова до 1 января 2016 года как для наличных, так и безналичных платежей. Но уже 12 мая СМИ сообщили о том, что с 1 июня 2014 года единственным средством платежа станет российский рубль.

Работать в таких условиях непредсказуемости крайне сложно. Представителям украинского бизнеса в Крыму необходимо сделать выбор: продолжать пытаться законно работать на территории полуострова или свернуть деятельность. Некоторые уже пытаются закрыть свои предприятия и структурные подразделения или заявляют о том, что сделают это до установленного крымскими властями срока – 1 января 2015 года. Но уйти с полуострова тоже непросто. Причины описаны выше: отсутствие реестра недвижимого имущества, невозможность проведения безналичных платежей и ограничения в работе нотариусов.

Первыми уйдут те, у кого в Крыму незначительные обороты. Поддержание деятельности в условиях полной неопределенности и значительных рисков приносит им одни убытки. Кроме того, в режиме международной деятельности не будет готов работать мелкий и средний бизнес. Можно спрогнозировать, что на полуострове останется крупный украинский бизнес, который перейдет под российскую юрисдикцию. Закрепившись в Крыму, он сможет в дальнейшем функционировать на территории России, получив толчок к развитию и увеличивая экспорт украинских товаров и услуг. А некоторыми предпринимателями будет двигать возможность получить солидное конкурентное преимущество после возвращения Крыма и Севастополя Украине.


Возврат к списку

НАШ КОЛЛЕКТИВ

ПРЕСС-ЦЕНТР