Современные проблемы наличия двух паспортов

Алексей Дорошенко
Управляющий партнер PROXIMA
для "Бизнеса"

Тема наличия у граждан Украины паспортов двух стран довольна распространена. Три соседа Украины активно продвигают идеи империй: Великая Венгрия, Великая Румыния и Великая Россия. И каждая из этих стран в своей империи видит часть наших территорий. Один из методов распространения своего влияния - это выдача паспортов гражданам соседней страны. В этом случае всегда имеется возможность вмешательства во внутреннюю политику Украины, мотивируя это защитой собственных граждан. По мнению экспертов два паспорта (не путать с двойным гражданством!) имеют несколько сот тысяч граждан Украины. Поиск румынских или венгерских корней «у бабушки» стоит всего две-три тысячи евро. И на выходе Вы обладатель паспорта, по которому можно беспрепятственно ехать работать в страны Шенгенской зоны.


В последние две недели Евросоюз озвучивал возможность в ближайшем будущем отмены визового режима для украинских граждан. Если это произойдет, то мы снимем со страны риск наводнения ее людьми, имеющими два паспорта, с вытекающими отсюда геополитическими и экономическими рисками.

Но острее всего сегодня стоит вопрос о выдаче российских паспортов. Надо понимать, что до сих пор на уровне государства у нас не создавали препятствий для получения гражданами Украины второго паспорта. Наличие второго паспорта не дает человеку двойного гражданства, так как в этом случае обе страны, чьи паспорта имеет человек, должны официально это разрешать. Но в мире не много стран, позволяющих иметь двойное гражданство. Но также мало и стран, которые имеют действенные механизмы выявления второго паспорта у своих граждан. На государственном уровне это традиционно делается путем заключения договоров об обмене информацией. При этом надо понимать, что страны, чьи мотивы при выдаче своего паспорта являются политическими (как в случае с нашими соседями) или экономическими (при финансовых условиях выдачи паспорта), не заинтересованы в действенных механизмах информирования.

Для нас этот вопрос актуален еще и тем, что как оказалось, практически все высшие государственные деятели, включая вице-премьер министра, многих министров и главы СБУ последнего правительства были гражданами Украины, но и других стран. А это ставит под угрозу национальную безопасность.

Закон Соединенных Штатов Америки «О налогообложении иностранных счетов» обязует все банки мира идентифицировать не только граждан США, но и лиц, которые связаны с США местом рождения или местом проживания, а также все компании, в которых им принадлежит более 10%. Закон поэтапно вступает в силу с 1 июля 2014-го года, но уже сейчас большинство банков каждому своему потенциальному клиенту задает вопрос: Вы имеете отношение к США? И если ответ положительный, то встреча на этом заканчивается. Закон отдельной страны не имеет юридической силы в Швейцарии или Гонконге, но никто не хочет закрытия корреспондентских счетов и судебных разбирательств с США.

Какое отношение имеет банковский счет ко второму паспорту? Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которые приходится 70% мирового производства материальных ценностей и услуг, с 2015 года вводят Единый глобальный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах. Поскольку для большинства стран наличие у своего гражданина паспорта другой страны несет в первую очередь экономические риски, то одним из следующих этапов, вероятно, станет построение системы обмена, сначала между экономическими лидерами, а позднее и между всеми остальными, информацией о гражданстве налогоплательщиков. При этом понятно, что большие страны имеют более высокую налоговую нагрузку, и она с каждым годом будет только расти.

Поэтому Украине необходимо озаботиться проблемой выявления среди своих граждан тех, кто имеет два паспорта. Для этого необходимо развернуть работу по заключению с другими странами договоров об обмене информацией. Но есть также и иные механизмы, которые цивилизованные страны считают допустимыми: это покупка информации представителями различных государственных служб. Мы помним свежие примеры покупки разными государственными органами Германии баз данных банков Швейцарии и Лихтенштейна. При этом первый случай такой покупки относился еще к 2006 году, и с тех пор только ленивая налоговая служба или государственный орган ФРГ не покупал такую информацию оптом и в розницу (от нескольких сот человек до нескольких десятков тысяч).

Поэтому проблемы, которые создаются наличием двух паспортов у граждан Украины, требуют скорейшего решения.


Возврат к списку

НАШ КОЛЛЕКТИВ

ПРЕСС-ЦЕНТР